Кто такие Никонеане и старообрядцы? Обычно, когда говорят о русском расколе, то имеют в виду Церковный раскол XVII века. Но на самом деле тот раскол бы лишь предтечей полного раскола страны на правящий класс и народ. Такой раскол начался в царствование Петра I. И продолжался на протяжении всей русской истории, дойдя до наших дней. Вот и посмотрим, как это было и что стало. Никониане и старообрядцы В XVII веке произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона. Это и получило название раскола. Когда после Смутного времени при Михаиле и Алексее Романовых во все сферы жизни стали проникать иноземные новшества, русские люди всё равно оставались ревнителями московской старины, «веры и благочестия», какими были их прадеды. Повсюду говорилось: «Ветхий Рим пал от ересей. Второй Рим захватили безбожные турки, Русь – Третий Рим, который один остался хранителем истинной христовой веры!» Но власти всё чаще стали звать в Москву «духовных учителей» – греков, хотя на них часть общества смотрела свысока, так как знали, что греки малодушно заключили в 1439 году во Флоренции унию с папой римским. Но когда Никона, который убедил Алексея Михайловича в необходимости церковной реформы, упрекали в папизме, он отвечал: «За доброе отчего и папу не почитать?» Считая первоисточниками православных истин греческие и старославянские книги, Никон задумал сравнить обряды и богослужебные обычаи московской церкви с греческими. И что же? Московитяне писали «Исус», а не «Иисус», служили литургии на семи, а не на пяти, как греки, просфорах, крестились двумя перстами, олицетворявшими Бога-отца и Бога-сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом тремя перстами («щепотью»), олицетворявшем Троицу. И вот в 1653 году Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а в книгах было велено печатать «Иисус». Русские рукописные и печатные книги по богослужению велели вести на просмотр в Москву. Если находили расхождения с греческими, то книги уничтожали. Священный Собор 1654 года с участием царя и Боярской думы одобрил начинания Никона. Всех, кто пытался спорить, патриарх сносил с пути. Люди патриарха насильно вламывались в дома посадских жителей, купцов, дворян и даже бояр, забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза и носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всем, кто пишет и хранит подобные иконы. Народ воспринял новшества, как посягающие на веру. Церковь раскололась на «никонианцев» и «старообрядцев». От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признавший никонианства Соловецкий монастырь воевода Мещериков держал в осаде семь лет (1668–1676), пока не взял его и не перевешал всех мятежников. Вождь старообрядцев протопоп Аввакум объявил скорый приход конца света, а царя и патриарха назвал – «двумя рогами Антихриста». Старообрядчество захватило все слои населения – от крестьян до бояр. Например, боярыня Морозова была арестована, но ни пытки, ни уговоры не заставили ее отказаться от своих убеждений. Тогда её, закованную в железо, повезли в заточение в Боровск. Этот момент запечатлен на картине Сурикова «Боярыня Морозова». Церковный Собор 1666–1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители же старой веры перестали признавать отлучившую их церковь.